Краны-манипуляторы оборудованные рабочей платформой (люлькой)
В последнее время, краны-манипуляторы начали оснащать дополнительным оборудованием. В основном это буровая установка и люлька для подъема людей. В таком варианте краны-манипуляторы на сегодня превратились в одно из передовых технических решений, позволяющее увеличить интенсивность применения техники для перевозки грузов, сократить до минимума ручной труд при погрузке-разгрузке, уменьшив при этом не только число занятых людей, но и количество грузовых автомобилей на строительной площадке.
Сегодня, краны-манипуляторы могут комплектоваться крюковыми подвесками, грузоподъемными захватами для штучных грузов, грейферами для сыпучих и мелкокусковых материалов, вилочными и клещевыми захватами с ротаторами, бурами, дисковыми фрезами, люльками для подъема людей и монтажных работ на высоте и др.
Рис.1 Кран-манипулятор оборудованный люлькой (на примере корейского КМУ модели SA-040C фирмы «JUNJINCSM CO., LTD»)
Наиболее распространенным дополнительным оборудованием для кранов-манипуляторов являются люльки для подъема людей. Как правило, это люльки, грузоподъемностью не более 250 кг, с гравитационным принципом горизонтирования и гидравлической блокировкой механизма горизонтирования в рабочем положении люльки.
На рис.1 представлен кран-манипулятор, оснащенный буровым оборудованием и люлькой для подъема людей. Все оборудование смонтировано на шасси КАМАЗ-43118, крано-манипуляторная установка корейской фирмы, модель SA-040C.
В подавляющем большинстве краны-манипуляторы с люлькой, которые поставляются в Россию из Южной Кореи не соответствуют нормативным документам Ростехнадзора. Другими словами такие краны-манипуляторы с люлькой нельзя эксплуатировать законно и нельзя зарегистрировать в органах Ростехнадзора.
ЗАО «ИТЦ «КРОС» оборудует краны-манипуляторы рабочей платформой (люлькой) с системой безопасности с целью применения его как подъемника с постановкой на учет в органах Ростехнадзора. После оборудования рабочей платформы на кране-манипуляторе выполняются требования ГОСТ Р 53037-2013 « Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания» (ИСО 16368:2010).
- EN 292-1–Безопасность машин и механизмов. Основные положения и общие принципы конструирования. Часть 1. Основная терминология, методология;
- ISO 4301 — Краны и подъемные устройства. Классификация. Часть 1. Общие положения;
- ISO 4306 — Краны грузоподъемные. Словарь;
- ISO 4308 — Краны и грузоподъемные устройства. Выбор проволочных канатов. Часть 1. Общие положения;
- ГОСТ Р 53037-2013 « Мобильные подъемники с рабочими платформами. Расчеты конструкции, требования безопасности, испытания» (ИСО 16368:2010);
- ГОСТ 33167-2014. Краны погрузочные гидравлические. Требования безопасности;
- РД 10-08-92 «Инструкция по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений»;
- ТИ 36-22-22-03 «Типовая инструкция по безопасному ведению работ для рабочих люльки, находящихся на подъемнике (вышке)»;
- РД 22-16-2005 «Машины грузоподъемные. Выбор материалов для изготовления, ремонта и реконструкции сварных стальных конструкций»;
- М. 08.004-02 «Единая методика расчета прочности конструкций и устойчивости подъемников в зависимости от зоны обслуживания».
Сравнение систем безопасности крана-манипулятора и крана-манипулятора с люлькой
В таблице ниже, приведено сравнение систем безопасности для кранов-манипуляторов и подъемников (кранов-манипуляторов с люлькой).
Из таблицы №1 видно, что для подъемников в соответствии с требованиями нормативных документов отдельных систем защиты требуется больше, чем просто для кранов-манипуляторов.
Однако, большинство кранов-манипуляторов с люльками поставляемых из Южной Кореи в Российскую федерацию не соответствуют необходимым требованиям безопасности, как правило, люлька не оборудована ограничителем предельного груза, пультом и т.д.
В связи с этим, ЗАО «Инженерно-технический центр «КРОС» предлагает услуги по оборудованию кранов-манипуляторов с люлькой необходимыми системами безопасности, для приведения их в полное соответствие с нормативными документами Ростехнадзора как для крана-манипулятора так и для подъемников при работе с люлькой.
№ | Требование к системе безопасности | Кран-манипулятор ГОСТ 33167-2014 | Подъемник ГОСТ Р 53037-2013 |
1. | Ограничитель предельного груза и высоты подъема (ограничитель грузоподъемности) | + | + |
2. | Система ограничения зоны обслуживания | — | + |
3. | Система ориентации пола рабочей платформы в горизонтальном положении | — | + |
4. | Система аварийного опускания рабочей платформы при отказе гидросистемы, электропривода или привода гидронасоса (ручной насос) | — | + |
5. | Устройство блокировки подъема опор при рабочем положении стрелы | — | + |
6. | Устройство, блокирующее стрелу, если опоры выдвинуты не полностью | — | + |
7. | Система аварийной остановки двигателя | — | + |
8. | Указатель угла наклона | + | + |
9. | Ограничитель угла поворота стрелы | — | + |
10. | Сигнальные устройства безопасности (звуковой сигнал) | + | + |
11. | Система ограничения скорости поворота стрелы | — | + |
12. | Анемометр (свыше 12 м) | — | + |
При оборудовании кранов-манипуляторов рабочими платформами (люльками) устанавливается система безопасности. Если кран-манипулятор предварительно оборудован ограничителем грузоподъемности и ограничителем подъема крюка, то при оборудовании люлькой устанавливается дополнительно система безопасности типа ОКМ-1.110. Если кран-манипулятор не оборудован ограничителем грузоподъемности крюка и ограничителем подъема крюка, то при оборудовании люлькой устанавливается дополнительно система безопасности типа ОКМ-1.500.
Система безопасности типа ОКМ-1.110
Система безопасности типа «ОКМ-1.110» состоит из блока микропроцессорного, датчика нагрузки, коробки распаячной, блока логистики, блока зажимов и реле, кабельного барабана и нормировщика.
Общий вид, габаритные и установочные размеры ОКМ-1 приведены на Рис.2.
Сигнал с датчика через коробку распаячную (КР) поступает на вход электронного блока (ОКМ-1). Электронный блок собран на печатной плате и установлен в корпусе прибора.
В состав электронного блока входят: АЦП, микроконтроллер, реле и светодиодные индикаторы.
Светодиодные индикаторы выведены наружу через отверстия в крышке.
Рис.2 Внешний вид системы безопасности типа ОКМ-1.110 (1-Датчик нагрузки; 2-Коробка распаячная; 3-Блок микропроцессорный; 4-Анемометр; 5, 6-Преобразователь тензокодовый; 7-Кабельный барабан; 8-Блок коммутации; 9-Козырек; 10-Нормировщик.)
Система безопасности ОКМ-1.500
На рис.3. представлены основные блоки системы безопасности «ОКМ-1.500» производства ЗАО «ИТЦ «КРОС». Основные из них:
- блок индикации нагрузки в люльке;
- блок контроля выдвижных опор;
- основной блок индикации прибора;
- кабельный барабан с датчиками длины стрелы и угла наклона стрелы;
- коммутационные блоки и др.
Рис.3 Структурная схема системы безопасности типа «ОКМ-1.500»
Рис.4 Фото основных элементов системы безопасности ОКМ-1.500, установленных на кране-манипуляторе и люльке
На рис. 4 приведены фотографии основных блоков системы безопасности смонтированных на кране-манипуляторе с люлькой:
- на рабочем месте оператора устанавливаются блок индикации и блок контроля опор;
- на оголовке стрелы показан датчик нагрузки в грузовом канате и изолятор гуська люльки;
- на стреле смонтирован кабельный барабан с датчиками длины и угла наклона стрелы;
- в люльке установлен модуль встройки датчика нагрузки и блок индикации с пультом;
- на нижней раме крана-манипулятора смонтированы два гидро-электроклапана;
- на нижней раме крана-манипулятора смонтирован ручной аварийный насос.
Регистратор параметров системы безопасности ОКМ-1.500
Система безопасности ОКМ-1.500 для кранов-манипуляторов с люлькой имеет в своем составе регистратор параметров.
Оперативная память хранит последние 1400 циклов нагружения крюка и люльки, графическая информация о изменениях нагрузки хранится за последние несколько часов. Данная информация очень полезна при разборе аварий и для определения качества работы оператора. Можно получить информацию о количестве перегруженного груза крюком крана-манипулятора или о нагрузке в люльке. Все это очень полезная информация для владельца крана-манипулятора и ответственного за безопасное производство работ.